Святыни

В храме хранятся чтимые иконы Божией Матери: «Аксайская», «Живоносный Источник», «Донская», «Взыскание погибших». В усыпальнице собора находится могила архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна Доброзракова.

Аксайская икона Божией Матери

Явление иконы произошло в 1830 году, когда всю область Войска Донского постигла страшное бедствие — холера. В Новочеркасске умерло в тот год 5 тысяч человек. Во время эпидемии в Аксайской станице одной благочестивой женщине во сне явилась Богородица, повелела идти на окраину поселения и в заброшенном доме найти Ее икону. Местный священник Тимофей Попов с найденной иконой, похожей на образ «Одигитрии», совершил крестный ход по станице, после чего болезнь в Аксайской станице прекратилась. Весть о чуде быстро разнеслась по окрестностям, и к чудесному Образу стали приходить люди и получать исцеление в болезнях. Узнав о чуде из донесения благочинного, Архиепископ Новочеркасский и Георгиевский Афанасий приказал перенести икону в Вознесенский кафедральный собор, где она находилась до 1847 года, когда снова появилась холера на Дону, особенно свирепствовавшая в Аксайской станице. По просьбе аксайцев чудотворная икона была возвращена в их Троицкую церковь. Указом Святейшего Синода в 1851 году был учрежден крестный ход с Аксайской иконой Божией Матери из Аксая в Новочеркасск 16 августа и обратно из Новочеркасска в Аксай 1 октября. Перенесение это осуществлялось ежегодно вплоть до 1919 года. В настоящее время традиция крестного хода возрождается.

С установлением советской власти чудотворная икона исчезла. Однако, изображение образа Богородицы осталось в центре северной арки под барабаном главного купола Вознесенского собора. С этого лика был сделан список Аксайской иконы, который занял свое достойное место под сенью собора, и доступен верующим для поклонения.

Икона «Живоносный Источник»

Одной из почитаемых икон, находящихся в Новочеркасском соборе, является образ Пресвятой Владычицы Богородицы, именуемый «Живоносный Источник». Эта икона была сооружена старанием исцеленного генерал-майора Войска Донского Амвросия Гавриловича Луковкина, список сделан в городе Калуге с чудотворного образа «Живоносный Источник» в 1756 году и помещен в Воскресенском соборе. При переносе столицы на новое место он также был перенесен и установлен в новом Войсковом соборе, где и пребывает до сего дня.

Из чрева Богородицы «истекают воды живы», вокруг которых собрались жаждущие исцеления и спасения люди — все черпают из одного источника, все пьют воду живую для исцеления от мучающих их скорбей и болезней, для приобщения к жизни вечной. Благословенная смотрит на всех с любовью, произнося «Радуйся, чаша, черпающая радость».

Множество чудес и исцелений происходят от сей чудотворной иконы, молящиеся всегда получают великие милости от Пресвятой Богородицы. Многие возле этой иконы исцелялись от неизлечимых болезней, от глухоты и глазных болезней. Молитвы к этой иконе помогают сохранить чистую и праведную жизнь, разрешаются тяжелые семейные проблемы. Эта икона имеет свойство исцелять раковые заболевания. Получают исцеление бесноватые. Ей молятся об урожае и об успехах в учении.

Донская икона Божией Матери

В соборе имелась икона Донской Божией Матери, копия с той, которую в 1380 году донские казаки преподнесли в дар Димитрию Донскому. Но во время смуты ХХ века эта икона исчезла. На ее место благочестивыми прихожанами был написан список Донской иконы Божией Матери, и в наши дни к нему приходят верующие люди со своими просьбами и не уходят неутешенными.

Икона «Взыскание погибших»

Среди вновь обретенных святынь собора обращает на себя внимание икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II иконописцами Троице-Сергиевой Лавры Наталией и Анной Алдошиными. Сия икона была преподнесена в дар Вознесенскому собору семьей благотворителей Хрящиковой Ирины Александровны 21 мая 2000 года, для этой иконы сооружен особый деревянный, покрашенный под мрамор, киот, имитирующий мраморные киоты, стоящие по бокам главного придела. Икона эта очень большого размера: высотой 2 и шириной 1,5 метра. Вверху иконы изображено Вознесение Христово в ознаменование того обстоятельства, что икона предназначается для храма, посвященного этому событию. Нижняя часть иконы написана в ковчеге, на полях ковчега изображены свт. Димитрий Ростовский, прп. Серафим Саровский, Иринарх Затворник, Сергий Радонежский Чудотворец. В ковчеге изображена Богородица с покровенною главою. В Её объятиях – Сын Божий, к Которому Она приклонила Свою голову. Он написан стоящим и держащим в Своих объятиях Пречистую Матерь Свою, а в лице Её всякую преданную Ему душу. Когда смотришь на эту икону, то кажется, что Матерь Божия Своим материнским взглядом обращена к каждому молящемуся, сколько бы их ни было, и готова даровать всем полезное по прошению. От иконы сей уже происходили исцеления.

27 сентября 2012 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в полдень тогдашний настоятель собора игумен Филарет (Авдюшкин) обнаружил мироточение на иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Миро обильно истекало из ручки Спасителя. Через 10 минут к иконе подошел иеромонах Пимен (Новодранов), который подтвердил мироточение на иконе. Через несколько секунд миро стало изливаться струйкой из уст Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы.

Спустя полчаса по благословению благочинного приходов Новочеркасского округа протоиерея Олега Добринского перед иконой был отслужен молебен с акафистом. Миро истекало до глубокой ночи.

            Епитрахиль и поручи глинского старца — схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

Часть богослужебного облачения, принадлежавшего глинскому старцу, передана в собор духовными чадами схиархимандрита Виталия и пребывает в нем пока как реликвия.

Русский монах и известный подвижник благочестия 20 века, родившийся в 1928 году, в 14 лет принял подвиг странничества, а в 20 – стал насельником прославившейся своими старцами Глинской пустыни. В период хрущевских гонений Глинская пустынь была закрыта, а тогда еще брат Виталий отправился на Кавказ, где принял подвиг пустынножительства, бывший на тот момент единственным способом сохранить иноческий строй жизни. Через некоторое время к отцу Виталию потянулись люди со всех концов страны и из-за границы: за духовным советом, молитвой и наставлением. Так отец Виталий принял на себя крест старчества, который нес до самой своей кончины.

Представившийся ко Господу в 1992 году схиархимандрит Виталий пока не канонизирован Церковью, но весьма и весьма почитаем среди верующих. Материалы о жизни схиархимандрита Виталия (Сидоренко), свидетельства о чудесах, совершаемых по его молитвам, собраны уже в несколько изданий книг и представлены на рассмотрение комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

Место упокоения праха святителя Иоанна (Доброзракова)

В усыпальнице Вознесенского собора покоится прах Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Донского и Новочеркасского. Архиепископ Иоанн обладал такими обширными умственными дарованиями и высокими христианскими добродетелями, которые и без слов учили и воспитывали паству для Царства Божия. Будущий архипастырь родился в 1790году, в семье священника Нижегородской губернии. Святитель Иоанн управлял Донской епархией в течении 20 лет с 1847 по 1867годы. Отличительной чертой архиепископа Иоанна, как администратора, современники называли его исключительную гуманность. Святитель не был сухим аскетом, равнодушным к людям. Это был настоящий духовный пастырь: молитвенник, добрый, всегда ласковый и приветливый. Замечательной чертой личности архиепископа Иоанна являлась также его любовь к бедным и милосердие. 23 июня 1872г. архиепископ Иоанн «мирно почил в Бозе» и был погребен в храме Кременского монастыря. После освящения Вознесенского Кафедрального Собора в 1905г. стали поступать многочисленные заявления от духовенства и населения о перезахоронении благоговейно почитаемого народом Архиепископа Иоанна.

4 октября 1911г. состоялась торжественная церемония перезахоронения праха Архиепископа Иоанна в усыпальнице собора. В молитвенное воспоминание о высокопреосвященнейшем Иоанне ежегодно в день перенесения его праха соборным духовенством устраивалась поминальная трапеза для бедных.

«О Святитель чудный! Простри молитвенный лик свой к Престолу Всевышнего, да избавит нас Владыка мира от ада преисподняго, от волков мысленных, от различных зол и бед. Испроси нам свыше дух кротости, терпения и любви, мудрости и покаяния. Да пошлет нам Господь твоими молитвами, святителю Иоанне, труд полезный по сердцу нашему. В судебных делах и оформлении документов буди нам мудрый советчик. Жилищам нашим хранитель крепкий и надежный. Всем нам крепко веру Православную добре хранити, в любве друг ко другу пребывати, память твою чтити и за все Бога хвалити.»

Поделиться ссылкой:

Последние публикации